К истории Российского ислама

Модератор: Ибн Алим

Аватара пользователя
Ибн Алим
Сообщения: 1079
Зарегистрирован: 08 сен 2019, 23:08
Контактная информация:

К истории Российского ислама

Сообщение Ибн Алим » 07 июл 2020, 22:35

Эта тема является продолжением предыдущей –
http://detiavraama.3nx.ru/viewtopic.php ... 126#p22126
которая застопорилась как раз на волжской Булгарии. Во время т.н. «самоизоляции» я делал по этому вопросу некоторые наброски (текст неокончательный), и вешаю их здесь в качестве предварительной обкатки.

Уже говорил, что мои отдалённые предки – волжские булгары – в 922 г. приняли (от Аббасидов) ислам. Вследствие этого возникла мощная «духовная скрепа» и начался расцвет Булгарского государства (эмиры Талиб, Сагиб, Ибрахим и др.), активно формировалась его единая этно-политическая общность.
В это время (Х – XI вв) в составе волжской Булгарии мирно жили и (смешивались) булгары, финно-угры и тюркские народы. Вот это смешение и явилось основой татарского этноса.

В 985 г. Булгария заключила мир с Киевской Русью и даже посылала к князю Владимиру своих проповедников, предлагая принять ислам.
Русская летопись («Повесть временных лет») сообщает об этом под 986 годом, упоминая, что Владимиру понравилось многожёнство (он был женолюб), но не понравился запрет на вино. Как известно, он ответил хрестоматийной фразой:
- «Руси есть веселие питии, не можем без того бытии!»
Отличное знание народной психологии было у этого «сына рабыни», который в конце концов выбрал именно православие с его идеей бесконечного спасительного терпения.

Аватара пользователя
Ибн Алим
Сообщения: 1079
Зарегистрирован: 08 сен 2019, 23:08
Контактная информация:

Re: К истории Российского ислама

Сообщение Ибн Алим » 07 июл 2020, 22:39

2. Монгольское нашествие.

Это терпение особенно пригодилось, когда пришли монголы. Булгары были менее терпеливы, и в 1223 г. нанесли войску монгольского полководца Субэдэя жестокое поражение. За это Батый отомстил им не менее жестоко, начав завоевание 1236 года именно с волжской Булгарии. Её последний эмир Ильгам погиб в неравном бою. Но едва монголы двинулись дальше – на Рязань (1237 г) и Москву (1238 г), как в «татарском тылу» у них вспыхнуло народное восстание под руководством беков Баяна и Джина.
Это татарское восстание было подавлено войсками Субэдэя. Но обратим внимание на то, что татары боролись ПРОТИВ монголов, поэтому говорить о совместном «татаро-монгольском» нашествии некорректно.
После подавления восстания бывшая Булгария была включена в Улус Джучи (Золотую орду).

Аватара пользователя
Ибн Алим
Сообщения: 1079
Зарегистрирован: 08 сен 2019, 23:08
Контактная информация:

Re: К истории Российского ислама

Сообщение Ибн Алим » 07 июл 2020, 22:46

3. В составе Золотой орды.

Напомню, что своё государство Чингиз-хан разделил между тремя сыновьями . В улус его ст. сына Джучи вошли Хорезм и Кипчакская степь. Но Джучи умер ещё при жизни отца, поэтому его наследником был признан второй сын – Бату, который и возглавил поход 1236-40 гг. по покорению Степи, волжской Булгарии и русских княжеств.
После завершения похода Бату-хан стал править на завоёванных землях улуса Джучи, который на Руси получил название Золотой орды. Его наследники правили здесь до 1359 г:
Бату (1236-1255)
Берке (1256-1266)
Темир (1266-1282)
Менгу (1282-1287)
Телабуга и др. (1287-1291)
Узбек (1313-1342) – вот он с самого начала официально ввёл в Орде ислам. Но и этот рецепт консолидации не помог. Орда неудержимо раскалывалась на ряд ханств - Крымское, Астраханское, Казанское (далее – нём).

Аватара пользователя
Ибн Алим
Сообщения: 1079
Зарегистрирован: 08 сен 2019, 23:08
Контактная информация:

Re: К истории Российского ислама

Сообщение Ибн Алим » 07 июл 2020, 22:52

4. Основание Казанского ханства.

В 1437 г. власть над волжской Булгарией захватил хан Улу (т.е. Великий) Мухаммад (1405-1445). Это был Чингизид из крымской ветви. Но, потерпев поражение в династической борьбе, он был вынужден покинуть Крым и попросил приюта у Московского князя Василия II.
В ответ на это Василий отправил 40 000 войска и напал на его стан, но… потерпел сокрушительное поражение. Предельно обиженный хан ушёл на Волгу, где и утвердился, основав в 1438 г. свою столицу – Казань.

P.S. Мы, разумеется, помним, что не так уж давно (в 2005 г) широко отмечалось 1000-летие Казани.
Значит, официальная дата её основания – 1005-й год? Но эта дата рассчитана по единственной чешской монете, найденной археологами. Непрерывного 4-х векового культурного слоя нет. Это значит, что в 1005 г. была основана только пограничная крепость волжской Булгарии. И вот эту заброшенную крепость (у слияния Волги и Камы) Улу-Мухаммад сделал своей столицей в 1438 г. После него Казанским ханством правили:
Махмуд-Тек (1445-1463)
Халил (1463-1467)
Ибрагим (1467-1479)
Али (1479-1487)
Мухаммад-Эмин (1487-1495)
И др.

Ханами могли быть только Чингизиды, исповедовавшие ислам. Формально ханы являлись единовластными монархами, их имена произносились во время молитвы-хутбы в мечетях, они скрепляли своей печатью все законы, выполняли другие государственные функции. Фактически же власть принадлежала дивану, состоявшему из представителей высшей татарской знати.

Аватара пользователя
Ибн Алим
Сообщения: 1079
Зарегистрирован: 08 сен 2019, 23:08
Контактная информация:

Re: К истории Российского ислама

Сообщение Ибн Алим » 07 июл 2020, 23:24

5. Культура Казанского ханства.

К сожалению, в наших учебниках часто представляют дело так, будто Казанское ханство – это было стойбище степных варваров и «вертеп разбойников».
Да ничего подобного! Это было культурное государство. В нём процветала не только материальная, но и духовная культура.
Ещё князь Курбский писал, что ханский дворец «зело крепок меж палат и мечетей каменных» - на территории кремля было несколько мечетей и медресе, а при них – большие библиотеки. Большая часть населения была грамотной. Причём письменность складывалась на основе арабской. Понятно, что Коран читался в арабском оригинале. Исповедовался ислам Ханафитского мазхаба. Главой духовенства являлся сейд.
Казань была центром науки и богословия. Среди татарского населения был распространён суфизм, в том числе – Нашкабандия (о чём подробнее – дальше).

Аватара пользователя
Ибн Алим
Сообщения: 1079
Зарегистрирован: 08 сен 2019, 23:08
Контактная информация:

Re: К истории Российского ислама

Сообщение Ибн Алим » 08 июл 2020, 00:17

Накшбандия – это движдение мирянских братств суфийского толка, названное по имени своего основателя Баха ад-Дина Накшбанда (1318-1389), который родился в Бухаре в семье чеканщика (накшбанда). Но его дед был связан с суфийскими старцами, и внук синтезировал их учения, придя к отвержению внешней (фарисейской) набожности и обрядности.
Главное у него – «тихий зикр», т.е. мысленное (сердечное) поминание имени Божьего. Эта практика напоминает «Иисусову молитву»: тоже строится на чередовании вдохов и выдохов с задержками дыхания в определённом ритме в определённое позе (джалса – сидя, скрестив ноги). Для овладение этой методикой требовалось обучение у старца; но далее мирянский суфий не обязан был жить в обители – оставался в семье и дружеском кругу, даже не проявляя явного аскетизма (только «довольствуясь малым»).
Эти мирянские братства получили такое широкое развитие, что после своей смерти Накшбанд был признан святым покровителем Бухары, и к мавзолею над его могилой устраивались паломничества.

Аватара пользователя
Ибн Алим
Сообщения: 1079
Зарегистрирован: 08 сен 2019, 23:08
Контактная информация:

Re: К истории Российского ислама

Сообщение Ибн Алим » 08 июл 2020, 09:53

Поэтому нет ничего необычного в связях Казанского ханства и Бухары, а также – Самарканда, где в то время правил великий учёный и астроном Улугбек (1409-1449). Но после его гибели значение этого города, как культурного центра, стало уменьшаться и культурное развитие переместилось в Герат (столицу Хорасана). Там в 1441 г. родился великий узбекский поэт Алишер Навои, который стал эмиром Герата и одновременно (!) создал свою версию вечных сюжетов великого Низами – «Фахрад и Ширин», «Лейли и Меджнун» и др.
Всё это находило отклик в далёкой Казани, гда произведения таджикских и узбекских поэтов пользовались огромной популярностью. Они породили не только подражателей, но и многих оригинальных авторов:
- Вот диво! От поэтов нам в Казани места нет! – восклицал великий Мухаммад Дьяр.

Аватара пользователя
Ибн Алим
Сообщения: 1079
Зарегистрирован: 08 сен 2019, 23:08
Контактная информация:

Re: К истории Российского ислама

Сообщение Ибн Алим » 08 июл 2020, 10:18

Вообще основоположниками собственно татарской поэзии считаются –
Кул Гали (1189-1236) – поэт ещё Булгарского царства, который учился в Хорезме, потом вернулся на родину, и погиб во время похода Тамерлана на Золотую орду в Бильяре. Писал на старо-татарском языке. Его главная вещь – «Иусуф Кыйсасы» («Сказание о Юсуфе») развивает библейский сюжет о патриархе Иосифе и 12-ю суру Корана.

В Казанский период был заново отредактирован и получил широкое распространение татарский героический эпос «Идегей», основанный на реальных исторических событиях – борьбе Идегея за единство Золотой орды накануне её распада.

Одним из первых камерных татарских поэтов был Эмми-Камал (+1475) – поэт-суфий, автор проникновенных лирических миниатюр типа:
«Здесь розы нет, но всё о ней твердит.
Пройду у сада вдоль узорных плит –
Пусть прелесть розы не увидит взгляд,
Зато вдохну чудесный аромат!»


Но самым известным поэтом, создавшим литературный татарский язык был Мухамедьяр Махмуд Хаджи (1497-1547) – автор газелей и больших поэм: «Дар мужей» (ок. 1540 г), «Свет сердец» (1542 г), в которых он проповедовал любовь к простому народу, милосердие и бескорыстное добро:
«Смелей твори добро! Придёт пора
И все узнают тоже вкус добра!»

Аватара пользователя
Доверенко А.
Сообщения: 4669
Зарегистрирован: 22 фев 2013, 20:35
Контактная информация:

Re: К истории Российского ислама

Сообщение Доверенко А. » 08 июл 2020, 10:52

.Кул Гали (1189-1236) – поэт ещё Булгарского царства, который учился в Хорезме, потом вернулся на родину, и погиб во время похода Тамерлана на Золотую орду в Бильяре
Здесь какая то опечатка в датах. Поход Тамерлана был намного позже.
Это мое сообщение, техническое. Потом его удалю.
Часто пишу с телефона и не всегда вижу грамматические ошибки и описки. Прошу отнестись с пониманием.

Аватара пользователя
Ибн Алим
Сообщения: 1079
Зарегистрирован: 08 сен 2019, 23:08
Контактная информация:

Re: К истории Российского ислама

Сообщение Ибн Алим » 08 июл 2020, 12:56

Просто я даю некритический синтез различных источников, как в Вике:
На основе сведений, содержащихся в «Таварих-и Болгария» («История Булгарии») Ялчыгулова, Х. Мухаметов реконструировал биографию Кул Гали. В ней было указано что он родился в городе Кышан или другом городеВолжской Булгарии. Его отец — хазрет Мирхаджи. Поэт окончил медресе в городе Хорезме и там обучал шакирдов, затем переехал в город Ургенч(Хорезм), позже возвращается на родину. Согласно Мухаметову, Кул Гали умер в городе Биляр[9]. Согласно «Таварих-и Болгария» поэт погиб во время походаТамерлана на Золотую Орду в конце XIV века.
Все сведения по биографии поэта отсылают к одному и тому же сочинению «Таварих-и Болгария» («История Булгарии»)[10] Таджедина Ялчыгулова. Ялчыгулов в этом произведении приводит свою родословную, возводя её к полулегендарным личностям, включая Кул Гали, однако выделяя то, что тот выходец из Булгарии. Данная биографическая версия имеет противоречия и ещё в XIX в. подверглась критике татарским учёным Марджани, так как упомянутый в шеджере Кулгали жил во второй половине XIV века (согласно источнику, после разорения Булгара Тамерланом, который родился в 1336 году), а булгарский поэт — в начале XIII века[11].
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1 ... 0%BB%D0%B8

Аватара пользователя
Ибн Алим
Сообщения: 1079
Зарегистрирован: 08 сен 2019, 23:08
Контактная информация:

Re: К истории Российского ислама

Сообщение Ибн Алим » 08 июл 2020, 20:04

6.Казань и Москва.

Интересно, что «писателем» считается даже последний казанский хан из династии Улу-Мухаммада –
Мухаммад-Амин (1484-1518) – сын хана Ибрахима (1467-1479). Ему принадлежит «Книга чудес» («Могжиза-наме» ок. 1515 г). Он симпатизировал Москве, переписывался с Иваном III и Василием III. Поэтому, когда он умер (не оставив наследника), Москва сочла возможным вмешаться. По её совету промосковской партией (во главе с беком Булатом Ширином) был приглашён на престол московский кандидат –
Шах-Али (1519-1521) из т.н. Касимовского удела. При его поставлении на престол Казанского ханства присутствовал русский посол Фёдор Карпов. Но Москва, как всегда, «перегнула палку»: Карпов сделался как бы советником, и начал вмешиваться во внутренние дела ханства. Это вызвало недовольство татарской аристократии, и весной 1521 г. новый хан был свергнут.
Естественно, он бежал к своему «большому брату» Василию III, который уже в 1523 г. предпринял большой карательный поход на Казань. Шах Али тоже участвовал в этом походе, хотя и не злобствовал (только разорил несколько чувашских деревень). Как «друг царя», он получил в кормление Каширу и Серпухов (откуда происходят мои дальние предки).

Аватара пользователя
Ибн Алим
Сообщения: 1079
Зарегистрирован: 08 сен 2019, 23:08
Контактная информация:

Re: К истории Российского ислама

Сообщение Ибн Алим » 09 июл 2020, 00:25

Москва, как всегда, сделала себе только хуже, потому что в Казани восторжествовала «Крымская партия» и ханом стал –
Сагиб- Гирей (1521-1524), который очень напугал Кремль, потому что Крым был ещё не «наш»; он был в союзе с огромной недружественной Османской империей. Т.е. в Казани утверждалась враждебная династия. После Сагиб-Гирея престол занял его племянник –
Сафа-Гирей (1524-1531), который открыто признал себя вассалом турецкого султана.
Увы, Василий III в это время был слишком занят своим разводом с неплодной Соломонией Сабуровой и новой женитьбой на Елене Глинской (1525-26 гг). Только в 1530 г. (после рождения долгожданного сына Ивана – будущего Грозного) у него дошли руки до Казани. Промосковская партия снова получила подкормку, и в 1531 г. Сафа-Гирей был изгнан, а на ханство посажен московский ставленник –
Джан-Али (1532-1534) – это был подросток, которого из политических соображений женили на 12-ти летней дочери промосковского бия Ногайской орды Юсуфа (до этого Юсуф отправил в Москву своих сыновей, от которых происходит род князей Юсуповых). Девочку звали Сююн, а поздняя приставка бикэ означает «прекрасная госпожа». Речь идёт о знаменитой Сююнбике, которая прославилась своей красотой и трагической судьбой. Да, она не успела полюбить юного мужа, потому что уже через 2 года он был свергнут и сослан. Ибо, воспользовавшись смертью Василия III (+1533) на Казанский престол при помощи крымских войск вернулся –
Сафа-Гирей (1534-1549, вторично). Интересно, что он взял прекрасную ногайку в качестве младшей (5-й) жены, и т.о. заручился поддержкой могучей Ногайкой орды. Тут «рука Москвы» снова вмешалась. Было объявлено, что Сафа-Гирей «в пьяном виде» поскользнулся и ударился головой об умывальник – да так неудачно, что сразу помер (напоминает смерть патриарха Алексия, который в 2008 г. «ударился головой» об унитаз). Так во главе Казанского ханства встала –
Сююнбике (1549-1551) – регентша при своём 3-хлетнем сыне Утямыш-Гирее.
Но тут Москва снова вмешалась: из под Серпухова был срочно вызван Шах-Али, который поскакал в Казань, оставив в Серпухове многих своих людей, в том числе – какого-то Алима, от которого и происходит наш род (а я-то гадал: откуда взялись татары в Подмосковье?).

Аватара пользователя
Ибн Алим
Сообщения: 1079
Зарегистрирован: 08 сен 2019, 23:08
Контактная информация:

Re: К истории Российского ислама

Сообщение Ибн Алим » 09 июл 2020, 23:50

P.S. Потом уже появилось народное предание, что юный Иван IV сам влюбился в прекрасную Сююнбике и сватался к ней. Но она его отвергла (вариант: приказала выстроить башню). И вот – осада города, во время которой она бросилась с башни и убилась (символ верности татарской женщины).
Увы, на деле всё было менее красиво и более страшно.

Аватара пользователя
Ибн Алим
Сообщения: 1079
Зарегистрирован: 08 сен 2019, 23:08
Контактная информация:

Re: К истории Российского ислама

Сообщение Ибн Алим » 10 июл 2020, 00:27

7. Гибель Казанского ханства (1552 г).

Сююнбике была предана своими поданными и выдана русскому царю. Когда? А во II поход 1551 г. – ведь всего было три похода на Казань. Первый раз был совсем неудачным. Во второй царские воеводы осаждали Казань 11 дней. И вот тогда-то мурзы решили откупиться от них своей царевной. Её вывезли, против воли выдали замуж за Шаха-Али, а сына отправили ко двору Ивана Грозного, где он был крещён с именем Александра Сафакиреевича…

Так что III поход проходил при её отсутствии. Руководил им воевода Александр Горбатый (а царь боялся высунуться из походной церкви). Против всех городских ворот были построены туры (осадные башни), с которых 27 августа начался арт.обстрел. И одновременно какие-то «немецкие» сапёры делали подкопы и закладывали под стены бочонки с порохом.
7 октября бочонки были подорваны, стены рухнули, и 7 атакующих колонн устремились в город. Но ожесточённые уличные бои длились до 12-13 октября.
Главным руководителем обороны был Кул-Шариф – верховный имам города, который считался сейдом (т.е. потомком самого пророка Мухаммада), духовным вождём народа и крупным деятелем культуры. Последним оплотом осаждённых он сделал Соборную мечеть, которая благодаря своей библиотеке считалась центром просвещения Поволжья. Там, на крыше мечети его и убили, а тело сбросили вниз. Он считается национальным героем Татарстана, и в его честь названа современная юбилейная мечеть Кул-Шариф.

Но тогда все мечети были разрушены, дома сожжены, а уцелевшие жители выселены за стены на берег озера Кабан, где образовалась т.н. Татарская слобода. И ещё целых 6 лет продолжалась война: разрушались мечети, уничтожалась культура.
Для оправдания этого варварства церковные идеологи придали погромам характер священной войны против безбожных агарян. В современных учебниках уничтожение Казани оценивается, как положительное явление для «укрепления русской государственности». При этом забывают, что это укрепление уже в 1565 г. привело к опричному террору. Кста, жертвой его стал и главный воевода Казанского похода князь Александр Горбатый: в 1565 г. опричники отрубили головы ему и его 15-ти летнему сыну.
«За что боролись, на то и напоролись».

Аватара пользователя
Ибн Алим
Сообщения: 1079
Зарегистрирован: 08 сен 2019, 23:08
Контактная информация:

Re: К истории Российского ислама

Сообщение Ибн Алим » 10 июл 2020, 09:29

8. Геноцид мусульманского населения в России.

Да, разумеется, никакого укрепления русской государственности не было, и быть не могло. То, что Иван Грозный поссорил своё государство со всем исламским югом, а потом разодрал его на опричнину и земщину, обернулось для него ужасными последствиями.
В 1571 г., узнав, что в Москве царят террор и голод, ополчение же отсутствует, крымский хан Дивлет-Гирей двинул свою армию (всего ок. 30 тыс. чел.) и сжёг Москву (!), уведя в плен ок. 60000 чел. А сверх того Иван Грозный обязался платить ему дань (и платил!).
Иван Грозный – это вообще особая тема (параноидальная) и я упоминаю о нём только потому, что от его царского сокольничего Трифона Взора (т.е. зоркоглазого) берёт начало фамилия Взоровых (наша фамилия по материнской линии).

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость