Хроника раннего ислама

Модератор: Ибн Алим

Ибн Алим
Сообщения: 355
Зарегистрирован: 08 сен 2019, 23:08

Re: Хроника раннего ислама

Сообщение Ибн Алим » 01 ноя 2019, 11:27

Таковы были первые "четыре праведных халифа", которых сменил

Муавийа (661-680 гг)

первый омейядский халиф, сын Абу Суфьяна из ветви Умайи. Был в своё время секретарём Пророка, а после его смерти отличился в присоединении Палестины и стал наместником Сирии. После убиения Али добился от его сына Хасана отказа от притязаний на власть и быстро распространил своё господство на весь халифат, сделав его наследственным (заставил соратникам присягнуть своему сыну Йазиду).
Он продолжил завоевательные походы в Мал. Азию, Индию, на Бухару и Самарканд. Однако не проявлял излишней жестокости к врагам и даже начал восстановительные работы в Палестине. Особо он покровительствовал поэтам, философам и первым арабским учёным. В народной памяти (особенно у суннитов) он остался образцом доброго государя. Но шииты объявили его узурпатором халифской власти у рода Пророка.



Ибн Алим
Сообщения: 355
Зарегистрирован: 08 сен 2019, 23:08

Re: Хроника раннего ислама

Сообщение Ибн Алим » 01 ноя 2019, 11:51

P.S. А что же стало с сыновьями Али?

Ал-Хасан (+ 669 г)
Старший сын Али и Фатимы, которого шииты провозгласили 2-м имамом (главой уммы). Хотя он страдал дефектом речи и был очень сластолюбив (всего – ок. 100 жён), что понижало его шансы в на наследование халифатом. Вскоре он действительно отрёкся от своих прав, уступив Муавийи, и в том же 661 г. был провозглашён халифом Ирака. От Муавийи он получал большую денежную компенсацию, с которой, в конце концов, поселился в Медине, как частное лицо. Там и скончался в возрасте 45-ти лет. По смерти его, шииты создали из него идеализированный образ созерцателя и мученика (считают, что он был отравлен Муавией).

Ал-Хусайн (+680 г)
Младший сын Али и Фатимы, 3-й шиитский имам. По смерти ст. брата стал главой Алидов, жил в Медине, но не играл никакой политической роли. Однако после смерти Муавии пытался воцариться в Ираке. По пути туда в пустыне близ Кербелы, его небольшой отряд был окружён войском Шимра, который потребовал сдачи. Но даже измученные жаждой, шииты остались верны Хусайну. Тогда Шимр разбил его, отсёк ему голову и отослал в Дамаск.
Гибель ал-Хусайна способствовала религиозной консолидации шиитов, а сам он стал символом шиитского движения («Отмщение за кровь ал-Хусейна!»). Со временем история его рождения, жизни и смерти обросла красочными легендами.

Ибн Алим
Сообщения: 355
Зарегистрирован: 08 сен 2019, 23:08

Re: Хроника раннего ислама

Сообщение Ибн Алим » 02 ноя 2019, 11:23

Династия Омейадов (661-750 гг)

Когда в 661 г. последний праведный халиф Али был убит, государственную власть взял Муавия.. Его сыновья, Иазид (680-683) и Абд ал-Малик (685-705) упрочили его порядки и подготовили халифат к дальнейшему расширению.

При Валиде I (705-715) полководец Гебель аль Тар переправился через пролив (названный в честь него Гиблартаром) и начал присоединение Пиринейского п-ова. Это было в 711 г. В сражении под Хересом испанские вестготы потерпели поражение и уже к 714 г. большая часть их владений в Испании (в т.ч. Толедо, Севилья, Наварра и др.) были заняты арабами.
Тогда же др. военачальник, Кутейба, вступив в сговор со знатью Ср. Азии, подчинил халифату Хорезм и Бухару, а в 715 г – Самарканд.

Халиф Сулейман I (715-717) упрочил эти завоевания. В это же время эмир (т.е. наместник) Медины Омар перестроил скромную мечеть Пророка в роскошное здание (к работе были привлечены и византийские мастера) и так прославился, что был избран новым халифом под именем Омара II (он был правнуком Омара I).

Омар II (717-720) правил недолго и прекратил экспансию, всецело посвятив себя делам благочестия и культуры. Предание рисует его идеальным правителем – единственным праведным халифом среди Омейядов. Поступающие в казну средства он тратил на прибавки к жалованию своих поданных, а сам вёл очень скромный образ жизни, соблюдая все предписания Корана и сунны. Хариджитов он призвал к соглашению, а христианских священников освободил от уплаты налогов. Поразительно благожелательно относясь к христианам, он перед смертью даже завещал похоронить себя в монастыре св. Симеона (Дайр Симан). Однако, его преемник –

Иязид II (720-724) сразу столкнулся с истощением казны и мятежами в провинциях. Особенно опасными оказались восстания в Закавказье и в Средней Азии. Пора было «закручивать гайки». Поэтому

Хашам (724-743) прошёл с огнём и мечом по Средней Азии, Армении и Азербайджану, окончательно подчинив Кавказ (включая Грузию). На Западе арабы вышли на просторы франкской Галлии. Однако победоносные походы не могли длиться бесконечно. И в 732 г. объединённые силы франков во главе с Карлом Мартеллом разбили арабов в битве при Пуатье, остановив их продвижение на север.

Ибн Алим
Сообщения: 355
Зарегистрирован: 08 сен 2019, 23:08

Re: Хроника раннего ислама

Сообщение Ибн Алим » 03 ноя 2019, 10:41

Возникновение теологии мусульманства.

В это время зарождается мистико-аскетическое течение в исламе, известное, как суфизм (от слова «суф» - «шерсть», т.к. его последователи носили шерстяные одеяния отшельников, схожие с одеждами христианских монахов). Главным для суфиев было даже не столько само богословие, сколько мистическое единение с Аллахом. Основателем этого направления считается

Хасан ал Басри (642-728)
– он родился в Медине, но жил и умер в Басре. Группировавшийся вокруг него теологический кружок стал центром интеллектуальной жизни не только Басры, но и всего Омейядского государства (даже рационалисты мутазилиты числили его среди своих учителей). Прославился, как тонкий психолог, создатель целой науки о «сердцах и помыслах» (ал-кулуб ва-л-хавитир) и о человеческих намерениях (нийат). Поэтому человек несёт всю полноту ответственности за свои деяния. В частности, он свободен для отречения от житейской суеты ради созерцательного постижения Бога (тасаввув).
Однако, слабым местом последующих суфиев было скатывание в мистический пантеизм.

Ибн Алим
Сообщения: 355
Зарегистрирован: 08 сен 2019, 23:08

Re: Хроника раннего ислама

Сообщение Ибн Алим » 04 ноя 2019, 01:07

Тогда же начинает складываться базовая теология мусульманства – исмаилизм, на которую оказали влияния, как персидские учения, так и неоплатоники, изгнанные из Византии имп. Юстинианом. Основной вопрос стоял о границах божественного предопределения. Виднейшим теологом-рационалистом этого времени стал

Васыл Ибн-Ата (700-748).
Уроженец Ирака, знакомый с сирийской апофатикой, он убедительно показал, что единство и вечность Бога исключает множественность и, тем более, антропоморфность Его атрибутов, о которых аллегорически говорит Коран. О Боге, в сущности, можно утверждать лишь то, что Он существует. При этом справедливость Аллаха исключает предопределение людей на вечные муки. Поэтому человек должен обладать свободой воли. Ибо только в этом случае может идти речь об его ответственности за свои поступки.
Однако слабым местом Ибн-Аты было положение о том, что Коран (как условная человеческая речь) не может быть со-вечен безусловному Аллаху, а сотворён во времени и передан через Мухаммада. Тем не менее, именно положение о сотворённости Корана было принято в качестве первоначального догмата мусульманства при халифе аль-Мамуне (813-833), а само это богословское направление дало начало влиятельной школе т.н. мутазилитов.


Вернуться в «Всякие мысли Ибн Алима»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость